Архимандрит Варсонофий (Юрченко Василий Григорьевич) 18 / 31 августа 1883 – 17 октября 1954 г. г. 18 / 31 августа 1883 года* в деревне Лозоватка Александрийскаго уезда,** Оситняжской волости, Херсонской губернии в семье собственника Григория Петровича Юрченко и Татьяны Ивановны родился сын, которого при крещении нарекли Василием. Поскольку в Лозоватке церкви не было – крестили младенца 19 августа 1883 г. в селе Оситняжка в храме Святителя Христова Николая. Таинство крещения над младенцем совершил настоятель Николаевской церкви села Оситняжка – священник Василий ( Буженицкий ) с исполняющим должность псаломщика Петром Гапоновичем. Первоначальное образование Василий Юрченко получил в Новгородковской второклассной церковно – приходской школе. Назначение такого рода школ состояло в подготовке учителей для первоначального обучения народа в школах грамоты. Главная задача церковно – приходских школ была в том, „ чтобы направить народ на путь истины и добра, наставить его в правилах православной веры, воспитать его в духе любви к Церкви, Отечеству и Царю. Русский народ силен, главным образом, православною верою которая не раз спасала его от гибели.” [ 2 ] Окончив успешно Новгородковскую школу в 1904 году и выдержав „ экзамен на звание народного учителя, на 20 - м году своей жизни вступил на педагогическое поприще в г. Александрии ”. Учительствовал Василий Григорьевич в начальной Алексеевской школе г. Александриии в течении трех учебных лет. ( ныне на этом месте школа № 6 ) В 1907 г. Василий Юрченко в качестве послушника поступает в Киево - Печерскую Лавру. А в 1915 году для продолжения своего духовного образования поступает в Пастырско - Миссионерскую Семинарию при Григорие - Бизюковом монастыре. Здесь, будучи воспитанником 1 - го класса, накануне праздника Благовещения, 24 марта / 6 апреля 1916 года принимает монашеский постриг с именем Варсонофий в честь святого Варсонофия, епископа Тверского ( память 11 / 24 апреля и 4 / 17октября ). Чин пострижения Василия Юрченко совершил Начальник Семинарии Архимандрит Арсений в сослужении монашествующей братии в Трех - Святительском храме Григорие - Бизюкова монастыря. ***
* Юрченко Василий Григорьевич родился 18 / 31 августа 1883 г. в селе Лозоватка Александрийского уезда, Херсонской губернии. Главным доказательством двух уточняющих фактов даты и места рождения является архивный документ, который находится в фондах Гос. Архива Кировоградской области: « Метрическая книга села Оситняжки Николаевской церкви за 1883 г. Ф. 165., опись 1, дело № 8, С. – 10.
** Сейчас с. Лозоватка относится к Кировоградской области, Кировоградского р - на.
*** Сообщение об этом важном событии в жизни о. Варсонофия было промыслительно опубликовано в «Херсонских епархиальных ведомостях» за 1916 г., № 10., что помогает внести ясность на некоторые запутанные факты, опубликованные в нескольких изданиях Зарубежной церкви, в которых сообщалось, что Василий Юрченко принял монашеский постриг в Киево - Печерской Лавре.
Автор «Воспоминаний» архимандрит Нектарий ( Чернобыль ) писал „ К сожалению, я мало знаю о жизни о. Варсонофия до его приезда в наш город ” а также: „Многое позабыто и никогда в голову не могло придти, живя в атмосфере, в которой не только писать, но говорить наедине страшно было о чем либо не советском, ибо, как говорили, и стены передают в ГПУ, что доведется когда либо свободно говорить о подобных делах и даже писать” [ 3 ]. Вероятно по этим и многим другим причинам как в «Воспоминаниях» архимандрита Нектария так и в других источниках ранее публикуемых, как за рубежом также и у нас имеется множество ошибок как хронологических так и фактических. Поэтому пожалуй, в даном случае стоит отдать предпочтение архивным документам и официальным источникам того времени... 1917 - 1918 г. г... Годы смуты, революционных потрясений и всевозможных переворотов. Годы разрухи, гражданской войны... В эти годы Григорие - Бизюков монастырь, как и многие другие обители и храмы, неоднократно подвергался налётам различных банд... „ В 1918 году большевики стали грабить монастырь. Под угрозой немедленного разстрела всех монахов, они потребовали выкуп в размере многих тысяч рублей. Такой суммы у братии не было, и монахов поставили к стенке. « Я чувствовал тогда, - рассказывал мне о. Варсонофий, - необычайный духовный подъем, оттого, что скоро буду в Царстве Небесном. И я был горько разочарован, когда прибежал монах с нужной суммой, и разстрел отменили». Иноков освободили, но сказали, что скоро всеравно всех монахов разгонят. С тех пор братия не знала покоя: большевистские отряды совершали частые грабительские налеты на монастырь. Тогда о.Варсонофий решил бежать из обители. Некоторое время он скрывался в доме своего брата, но там его арестовали и заключили в тюрьму. Он сидел в душном сыром подвале. Ряса на нем истлела от сырости, а вшей в камере было так много, что их можно было сгребать руками.” [ 3: 24 ] После освобождения о. Варсонофий (1921г.) был назначен священником к Свято-Натальинской церкви в селение Высокие Буераки Александрийского уезда. (Ныне Кироградский р - н, Кировоградской области. Церковь св. мучч. Адриана и Наталии). Даже за небольшой период службы в этом приходе о. Варсонофий приобрел всеобщую любовь и уважение среди верующих. В начале двадцатых годов 20 ст. новая беда постигла церковь. Возникла новая ересь - самочинная раскольническая группировка, называющая себя „Живая церковь”. Эти раскольники, восставшие против законноизбранного патриарха Тихона, открыто поддерживали большевистскую власть. ” Живая церковь” допускала женатый епископат, второбрачное духовенство, ввела новый стиль в церковный календарь и множество др. новшеств. Почему она и получила наименование обновленческой церкви или живоцерковников. Многие священники г. Александрии и Александрийского уезда перешли в обновленчество. Но из числа прихожан ( 4 - ре семьи ) образовалась группа ревнителей Православия понимавших сложившуюся ситуацию в городе и округе. Они перестали причащаться в обновленческих храмах и несколько лет ездили в глухое с. Ивановку, где служил о. Николай Пискановский, один из немногих священников оставшийся верным каннонам Православной Церкви. Также отец Николай приезжал в город Александрию, где на частных квартирах совершал службы, причащал. Так продолжалось в течении двух лет, пока в город Александрию не был направлен иеромонах Варсонофий. Подробное изложение об этих событиях имеется на страницах „ Воспоминаний ” архимандрита Нектария (Чернобыль), проживавшего в те годы в Александрии: „Однажды, в праздничный день мы с отцом были на службе в Успенском соборе, ибо мой отец и другие члены нашей группы иногда посещали обновленческие храмы, хотя и не причащались там, и увидели незнакомого нам священника. Он был средних лет, привлекательной натуры, благообразной наружности, высокого роста, с большой бородой, в очках, в монашеской одежде, с четками в руках. После службы мы подошли к нему и спросили его, кто он и откуда. Он сказал, что он иеромонах, зовут его о.Варсонофий и что он принадлежит к Тихоновской церкви. Мы очень этому обрадовались, и Миронов тут же пригласил его к себе в дом. На первую встречу с о. Варсонофием пришли все из нашей группы, и Варсонофий открыл нам, что он прислан в наш город для борьбы с обновленчеством. Мы тут же решили в городе организовать православный приход и добиться, чтобы нам вернули один из храмов, захваченных обновленцами. Вскоре о. Варсонофий был арестован и заключен в городскую тюрьму. Мы все по очереди приносили ему передачи. Эти передачи, как нам стало известно, он делил с сокамерниками. ” Арестован отец Варсонофий осенью 1922 года, освобожден в 1923 году в начале Великого поста. К тому времени, православная община уже довольно - таки окрепла и выросла в количественном составе. После долгих усилий удалось добиться передачи Покровской церкви. По освобождении батюшка Варсонофий был назначен настоятелем этого храма, а также одновременно и благочинным Александрийского округа ... Батюшка Варсонофий был кроток, приветлив, ласков, внимателен и вскоре мы все его полюбили...Теперь я стал прислуживать о. Варсонофию. Во время Великого поста я читал в Покровском храме часы и кафизмы, пел на клиросе, словом стал настоящим псаломщиком. Хотя батюшка служил в нашем приходском храме по монастырскому чину, службы его не были утомительны. Бывало приидешь в будний день в храм; умеренный мягкий голос батюшки раздается перед престолом, и какая - то мирность и умиление наполняют душу. Батюшка Варсонофий служил внимательно, сосредоточенно, весь отдаваясь молитве. Служил он ежедневно, никаких сокращений в службе не допускал. В своих проповедях он призывал людей к покаянию, разоблачал ложь обновленчества. Вместе с тем призывал не развивать в себе ненависти по отношению к заблудшим братьям, запутавшимся в сетях обновленчества, но молиться о них. Скоро слух о новом, необыкновенном батюшке разнесся по всей округе, и в наш Покровский храм стали приходить люди со стороны: вначале просто посмотреть и послушать. Затем многие из них стали нашими прихожанами. Приезжали к батюшке и сельские священники. Во время духовных бесед с отцом Варсонофием они убеждались в заблуждениях обновленцев и возвращались под омофор патриарха Тихона. И так случилось, что из малой группы, всего в четыре семьи, вырос целый приход, явилось целое движение, охватившее весь уезд, ибо почти все иереи нашего уезда вместе со своими прихожанами порвали с обновленчеством. Отец Варсонофий стоял в центре этого движения, он всех объединял духовно, всех привлекал к себе, а я привязался к нему, как к родному отцу. К своим духовным чадам о. Варсонофий относился с большой мягкостью и снисходительностью, но если требовалось, накладывал строгие епитимии, мог отлучить от причастия на целый год. А там, где дело касалось исполнения православных канонов, он был непоколебим. Отец Варсонофий строго соблюдал посты. По средам и пятницам, и в течении всего Великого Поста он не ел ничего до вечера, как положено уставом... На каждой службе в храме он читал замечательныя проповеди на тему праздника или же на нравственные темы...” Также в воспоминаниях об о. Варсонофие указывается, что он в 1923 г. ездил по церковным делам в Москву, к Патриарху Тихону, и будучи иеромонахом был возведен Святейшим в сан игумена. А по возвращении из Москвы, привез письменное послание против обновленчества от самого патриарха Тихона, которое он прочитал в церкви перед всеми прихожанами, и это послание укрепило всех в вере. Но такое оживление церковной жизни и повсеместный возврат как священства, так и прихожан в лоно канонической церкви озлобляло не только обновленцев, но и ГПУ. Было несколько арестов о. Варсонофия и даже открытый судебный процес по поводу крещения младенца без предварительной регистрации гражданских властей. При большом количестве народа о. Варсонофий очень мудро отвечал на все каверзные вопросы судебного персонала. Все это послужило еще к большему прославлению о. Варсонофия. На этот раз ограничилось, кажется, только денежным штрафом. Накануне Вербного воскресенья 1924 года в Покровскую церковь неожидано явился обновленческий епископ Иоанн (Славгородский) со своим клиром и предъявил указ властей, присланный из Харькова, о поочередном служении в Покровской церкви православной общины и обновленцев. Но православные прихожане Покровской церкви не желали добровольно отдать ключи от храма. До тысячи человек, собравшихся в этот день, находилось как в церкви так в обширной церковной ограде. Многие, особенно неустрашимыми были женщины, стали плотно у дверей церкви и не позволили обновленцам войти в Покровский храм. На помощь обновленцам власть направила отряды милиции, комсомольцев, комбед, даже конная милиция - не смогли разогнать, собравшихся на защиту своего храма людей. Была вызвана пожарная команда, которая струями холодной воды из шлангов разогнали людей. К тому же день был ветренный и холодный. При помощи слесарей вырезали замок и открыли двери храма. Обновленцы во главе с их епископом ворвались в церковь. До конца Великого поста и на Пасху православные были лишены возможности служить в храме, в котором совершались с того времени обновленческие службы. Во всем народном сопротивлении власть обвинила о. Варсонофия, как организатора народного бунта. Были арестованы члены приходского совета, даже женщины и настоятель церкви о. Варсонофий. Ночью на квартире, где проживал батюшка был произведен обыск, в результате которого якобы обнаружили пакет с „ возванием к народу против советской власти ”, составленное батюшкой. На самом деле эти бумаги были сфабрикованы и незаметно вложены в Часослов. Сфабрикованное дело длилось более трех месяцев, со многими допросами и угрозами. Но в тот момент община еще была сильной, предприняты были все возможные меры по возвращении своего храма. Собрано огромное количество подписей, выбраны представители от общины, которые сначала обратились в Харьков, затем в Москву. С Божией помощью, при неоднократных поездках в Москву, удалось добиться распоряжения на возвращение Покровской церкви православным. В том же 1924 г на Преображение ( на второй день после освобождения ) отец Варсонофий служил в Покровском храме. Ночью, накануне праздника Рождества Христова отец Варсонофий снова был арестован и отправлен в город Харьков. Но представители общины, узнав об аресте любимого батюшки и его местоприбывании, добились скорого освобождения. И уже к Новому году отец Варсонофий возвращается в г. Александрию, правда ненадолго. В апреле 1925 года по распоряжению епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии Онуфрия ( Гагалюка ), находившегося в этот период в сcылке без права выезда в Харькове, батюшка Варсонофий был переведен в город Ольвиополь ( Первомайск ). Вместе с о. Варсонофием в Ольвиополь перезжает и Р.Б. Петр – будущий архим. Нектарий (Чернобыль ). Спустя много лет архимандрит Нектарий в своих „ Воспоминаниях ” написал: „Когда батюшка Варсонофий прибыл в Первомайск, там его никто не знал и пробыл он там всего - то примерно месяц, но таково было огромное духовное обаяние отца Варсонофия и таков был его наставнический и проповеднический дар, что уже за такой короткий период времени в Первомайске, как и ранее в Александрии, вокруг отца Варсонофия образовалась преданная ему группа духовных чад и почитателей, и много людей оставили обновленчество и перешли в Православие. В Первомайске было два храма, и оба они принадлежали обновленцам. У православных своего храма не было. В одном из обновленческих храмов служил протоиерей по имени Симеон. Под влиянием бесед с отцом Варсонофием отец Симеон порвал с обновленчеством и перешел под омофор патриарха Тихона. Таким образом у православных города Первомайска появился свой храм. Столь быстрый успех отца Варсонофия вызвал раздражение у местных иереев-обновленцев и в местном ГПУ. Варсонофий был арестован и заключен в тюрьму в Харькове, а храм в Первомайске был закрыт. После освобождения из тюрьмы отец Варсонофий был оставлен в Харькове с подпиской о невыезде. В то время в Харькове под надзором ГПУ и с подпиской о невыезде находилось несколько православных епископов. Среди них был и владыка Онуфрий* (Гагалюк )”. [ 3: 26 – 27 ]
* С владыкой Онуфрием Варсонофий был знаком еще с 1915 года. Тогда по окончании Петроградской Духовной Академии, с ученой степенью кандидата Богословия молодой иеромонах Онуфрий был назначен преподавателем в Пастырско - Миссионерскую Семинарию при Григорие - Бизюковом монастыре недалеко от Херсона. В том же 1915 году Василий Юрченко также поступил в Пастырско - Миссионерскую Семинарию, но в качестве семинариста 1 класса.
В Харькове отец Варсонофий проживал с 1926 по 1931 год. Несмотря на все запреты и гонения многие приходили к нему за духовным советом и наставлением, поддержкой и молитвой. Его посещали священники разогнанных монастырей и закрытых приходских храмов, иноки и инокини, миряне всякого возраста и звания, жители. В числе духовных чад о. Варсонофия были жители г. Харькова, Одесской и Херсонской обл., Донбасса и Кубани, Белоруссии. В некоторых местах по благословлению батюшки духовные чада жили группами, руководствуясь его наставлениями и советами. Однако никого он не ставил в строгие рамки. ,, Всем желавшим жить богоугодно давались правила общецерковные: утром – утренние молитвы и полунощница, в обед – часы, вечером – повечерие с вечерними молитвами. Более ревностным благословлял следовать уставу всего богослужебного круга. Несмотря на распространившееся в то время так называемое монашество в миру, о.Варсонофий из желающих никого не постригал, и вообще не одобрял подобного рода монашество. Известен только один его постриг послушницы Хорошевского монастыря, в повиновении старшей монахини... Однако, всем своим духовным чадам, склонным к монашеской жизни, он давал наставления стремиться жить по - монашески: молиться, поститься, согласно устава, удаляться от несоответствующего общества. Не есть мяса, а у чужих не подавать вида, что не ешь. И вообще всем своим духовным чадам, особенно где не было поблизости православной церкви, что стало почти посевместно. Он благословлял по праздникам совершать положенные уставом богослужения: вечерня, утреня, часы, изобразительныя, также чтение поучений и всё что допустимо для мирян без произношения иерейских молитв. Читались положенныя Апостол и Евангелие. И таковые моления, с пением и чтением, совершались иногда даже при большом стечении молящихся, чаще всего ночью, на квартире у кого либо из верующих ”. [ 4 : 157 - 158 ] Для духовного окормления своей паствы иногда отец Варсонофий умудрялся выезжать в другие города под предлогом посещения родственников. Так об одной из таких поездок рассказывал архимандрит Нектарий (Чернобыль): „ Хорошо помню один из таких его выездов в мой родной город Александрию ( в этой поездке я его сопровождал ). Когда православные Александрии узнали, что в город приехал их любимый батюшка, то собралось так много народа, что батюшка Варсонофий потратил двое суток, чтобы исповедать всех желающих. Он принимал людей без перерыва, днём и ночью, не было у него и времени. Эта тайная встреча происходила на окраине города, в глухом месте, огражденном высоким забором...” [ 3 ; 31 - 32 ] 1 января 1931 г. повсеместно произведён массовый арест остававшихся на свободе епископов, священников, монахов и даже мирян. Арестован и отец Варсонофий. В вышеупомянутой нами книге протоиерея Михаила Польского „Новые мученники российские ” подробно описываются все те нечеловеческие условия содержания заключенных в советской тюрьме: „ Арестованные на сей раз подвергались многим и разнообразным пыткам. Более всего практиковалось многосуточное лишение сна: люди пребывали в таком состоянии по 5, 10 и даже до 20 - ти суток подряд, на ногах или сидя под наблюдением сменяющихся часовых. Мучили человека дни и ночи, пинками или даже штыками, подымая его и не давая ему задремать. Некоторых лишали передач, других избивали, иных держали в мучительных одиночках, или внеимоверней тесноте, почти в герметически закрытых в летнее время, набитых до отказа камерах, иногда в холоде. Также не давали ничего есть, а потом сытно кормили и не давали воды, инсценировались расстрелы и прочее многое. Целью всех этих пыток было добиться от арестованнаго желаемых и выгодных для НКВД ответов, ведущих к намеченой определённой цели: создать фиктивную контрреволюционную политическую организацию и в неё втягивать возможно больше лиц. Для этого им нужно было иметь всяческие для них сведения, пусть о вещах и несуществовавших и для них. Они мучили свои жертвы: был ли там и там, кто там ещё был, был ли у вас такой - то, что говорили, читали. Или: вы, как уже обреченный, чистосердечно сознайтесь, раскройте контрреволюционную организацию и вы себя спасёте и т. д. В том душевном состоянии, которое достигалось выше упоминаемыми пытками, вызывали в любое время дня и ночи и забрасывали подобного рода вопросами. Если ничего не добивались, то продолжая пытки, доводили до невменяемости и в таком состоянии на допросах с угрозами заставляли самого писать под диктовку или просто подписывать приготовленный протокол. Если и этим не достигалось желаемое, сыпались снова брань, пинки, игра револьвером у самого носа, инсценировали расстрел, усиливались угрозы: ”Будешь стоять до самого пришествия Христова ”, ” повесим вниз головой” и „ ещё не это с тобой сделаем” и т. п. „ Твое преступление, что всё равно расстрел неизбежен, но ты ещё можешь себя спасти, - мы ждём чистосердечного раскаяния”. И тут же предлагается способ спасения, раскрой контрреволюционную организацию, или просто сделайся нашим человеком, „ Можете молиться и пр., мы церковь не гоним ” и т. п. . Все эти горечи кончались тем, что все получали разные сроки и в разные отдалённые места высылки в концлагеря, по тогдашним ещё законам не превышавшие 10 лет. Обыкновенно для лиц серьёзного значения, эти сроки накануне самого освобождения, добавлялись новой порцией или вольной ссылкой в непроходимые места. На прежнее место редко кто возвращался. Немало умирало в невероятно трудных условиях” [ 4: 158 ] Отец Варсонофий получил 5 лет заключения в Темниковские лагеря, потом переведён был в концлагерь, расположенный в закрытой большевиками Саровской обители. По дороге в Саров он был избит уголовниками до полусмерти. Чудом выжил, но остался полным инвалидом. Он сильно согнулся и до конца своих дней ходил на костылях. Из рассказов духовных чад батюшки Варсонофия, известно, что во время пребывания в Сарове он тайно ночью добрался до могилки преп. Серафима Саровского, которого очень сильно почитал. Зная наизусть акафист преподобному Серафиму, молился к святому угоднику, призывая его на помощь. „ Замечательно было его поведение в тюрьмах и лагерях... Он совершенно искренно говорил, что тюрьма для него некая духовная школа, и он принимал заключение в ней как возможность духовного совершенствования, без страха и с благодарностью к Богу. Вследствие существовавшего обыкновенно озлобления против духовенства, отца Варсонофия помещали в камеры отъявленных рецедивистов – постоянных уголовных преступников, потерявших как - будто, всякое человеческое чувство, бандитов, убийц, воров и проч. И вот истинно христианское поведение, достойное своего звания, часто укрощало и этих зверей в человеческом облике. Некоторые из них так привязывались к батюшке, что даже по разлучении искали как бы связаться с ним перепиской или инным способом. В самой камере он вёл себя и как священник и монах. Не взирая на шум, крик, неимоверную ругань, тяжёлый дым от табака, он часами простаивал в молитве с чётками, как бы не замечая окружающей его обстановки. Передачи, если таковые бывали, он делил со всеми. Не снижаясь до той среды, в которой он был, но и не презирая её. В лагерях, не взирая ни на какие прещения, он принципиально отказывался от какой бы то ни было работы и всячески не давал изменять свой внешний вид: только насильно с побоями его остригали и снимали бороду. Находясь постоянно в таких тяжёлых условиях, он никогда не унывал, всё время посвящая молитве, он находил и друзей и многих утешал” [ 4 : 159 - 160 ] „ Вследствии его инвалидности и по знакомству родственников с властями в Харькове, по окончании срока ему удалось вернуться в Харьков. Внешне он изменился, но внутренне остался тем же. И не теряя ни минуты принялся за дело, свойственное его званию спасения душ людских. Опять и у себя на квартире и у других совершал богослужения ночью, приобщал, назидал беседами, укреплял остававшихся верующих, к тому времени уже сильно угнетенных обнаглевшим безбожием. Гонение доходило до того, что нельзя было в кооперативных домах, да и в частных не безопасно, держать иконы; служащим советских учреждений рисковано было заглянуть в церковь, где либо публично перекреститься, не говоря уже о требах, потому что даже погребения и те отправлялись особым советским чином, с музыкой и красными флагами. В семьях не редко дети, научаемые в школах, преследовали родителей за исполнение религиозных обрядов и т. п. Не изменяя ранее внешняго вида священника, ни при каких обстоятельствах, теперь уже после 1935 года, по причине крайне развившагося преследования духовенства, так что едва ли можно было священнику пройти или проехать в присущей его сану одежде незамеченным, отец Варсонофий для достижения главной цели – укрепления верующих, снимает священническое одеяние и приобретает вид старика в обыкновенной русской длинной рубахе, подпоясанной поясом. В таком виде он смог до некоторого времени незамеченным посетить целый ряд верных своих чад, как в прежних своих приходах, так и в других местах: на Кубани, Донбасе, Белоруссии, в некоторых городах Украины. Главная цель посещений – это совершение таинства Божественной Литургии, исповедь и причащение. Собирались на эти службы только свои верные, зная друг друга передавая подобным же ... В одной из такого рода поездок в 1936 г. в Одессе о. Варсонофий был выслежен, арестован и там же в Одессе посажен в тюрьму, с лишением каких бы то ни было возможностей сношения с внешним миром. По окончании следствия он, уже полный инвалид, был осужден, тогда уже НКВД, на новый концлагерь в Колыму.” [ 4: 160 – 162 ] „Несколько месяцев длительной и тяжелой поездки в арестанских вагонах при 40-а градусном морозе претерпел о. Варсонофий, прежде чем попал к месту своего заключения. На Колыме он сильно заболел, состояние было таким, что его посчитали умершим и выбросили тело. Утром нашли сидячим среди трупов. Сам отец Варсонофий об этом случае рассказывал, что когда его выбросили на кучу умерших тел – он был без сознания. Очнувшись, почувствовал тепло. Свет озарил ночное небо и явился сам Христос, Который протянул ему руку и сказал: „ Дерзай, ты мне еще нужен на земле для проповеди Евангелия”. Колыма – самое суровое место испытаний. Варсонофий, израненый, измученный, изнеможденный с честью пронес свой крест, уповая на милость Божию и на Покров Царицы Небесной. В течении всего своего служения, в период гонения на Церковь, о. Варсонофий подвергался аресту до 25 - ти раз. На всех допросах вел себя безстрашно, с достоинством Божьего служителя. В трудные моменты на допросах молчал, внутренне молясь до тех пор, пока не получал внутри себя ответ, и, не обращая внимания на разъярившегося следователя, давал соответствующие ответы, разрушая все ядовитые заигрывания изощренных в коварстве следователей, которые иногда, меняя тон восхваляли подобного рода прямых и мужественных исповедников. В 1941 г. о. Варсонофий был освобожден из заключения. Залечивая раны, полученные за десять лет заключения, он пролежал два года в Магаданской лагерной больнице ( по 1943 г.) и два года в больнице бухты Находки ( по 1945 г. ) Откуда был перевезен с нарочитой обслугой в город Пятихатки, Днепропетровской обл. В 1945 году о. Варсонофий переехал в г. Харьков на амбулаторное лечение. Знавшие его харьковчане говорили, что батюшка внешне изменился. Но внутренне остался тем же. С 1946 года отец Варсонофий проживал в городе Краматорске, продолжая харьковский курс лечения. В мае 1948 года был определен епископом Донецким Никоном ( Петиным) – клириком Свято-Покровской церкви г. Краматорска. Духовные чада, посещавшие его в то голодное время, говорили, что о. Варсонофий еще не оправился от своих ран и выглядел очень болезненным. На ногах были по - прежнему незаживающие раны, которые постоянно сочились, ходил на костылях. Одна нога не сгибалась, а второй ходил только на пальцах. Но несмотря на это отец Варсонофий так и остался пламенным священником зажигал всех Божественным огнем, который постоянно в нем горел. Два года приносил радость своим служением батюшка Варсонофий прихожанам Свято - Покровской церкви. И враг снова ополчился против него. В один из дней к храму подошли озлобленные безбожники с палками, лопатами, собираясь бить о. Варсонофия, требовали, чтобы он вышел к ним. Батюшка стоял и молился. После молитвы он трижды выходил к людям, осенял крестом – и снова уходил в храм молиться. Видя смирение и кротость пастыря Божьего, разъяренные люди молча разошлись. После этого случая о. Варсонофий обратился в епархиальное управление с ходатайством, чтобы ему взамен прислали архимандрита Онуфрия из Одессы, а его перевели в Херсон. Определением епископа Херсонского и Одесского Никона от 2-го октября 1950 года о. Варсонофий был назначен настоятелем Греко - Софиевской церкви г. Херсона. Всего лишь год прослужил о. Варсонофий в Греко - Софиевской церкви, а память о нем и поныне хранится в сердцах херсонцев. Как добрый пастырь, душу свою полагал за верных чад Христовых. День и ночь молился батюшка за всех, кто обращался к нему с просьбой. Служа вместе с достойным пастырем Церкви протоиереем Димитрием Лозняковым, они приобрели множество духовных чад, которые обращались к ним с различными просьбами, получая духовную помощь и исцеления. Совершая ежедневные церковные службы, они находили время для утешения страждущих, болящих и немощных. Молебны и акафисты совершались в храме каждый день. Усердием отца Варсонофия были куплены два дома для инокинь и послушниц из закрытого Благовещенского ( г. Херсон ) и других монастырей, которые после закрытия обителей нуждались в крове, пропитании и духовном окормлении. Батюшка всеми возможными средствами поддерживал, наставлял и утешал этих тружениц Христовых, посвятивших себя Богу и Церкви. Ревностное служение о. Варсонофия Церкви Христовой вызвало зависть среди Херсонского духовенства, которое написало жалобу и оклеветало батюшку. 9 ноября 1951 года ради церковного мира Архиепископ Херсонский и Одесский назначает его настоятелем Троицкой церкви с. Старой Збурьевки, Голопристанского округа, Херсонской области. И в этом храме прихожане горячо полюбили своего батюшку. Снова те же огненные проповеди и переполненный храм. Все тот же грозный, обличительный, как морская волна, голос во время проповеди. Он видел всех прихожан насквозь, знал их грехи, немощи. Многих своих воспитанников благословлял в Киево - Печерскую Лавру, которые впоследствии стали истинными монахами. Служа в этом храме, отец Варсонофий был возведен в сан архимандрита. 25 июня 1954 года архимандрит Варсонофий был назначен на священническое место в Екатерининский собор г. Херсона – последний храм в его жизни. Главным для него было то, что Заповеди Божии, святые каноны Церкви – непреложная истина, которая не должна искажаться, допускать каких либо уступок. Ничто не могло заставить его нарушить установленные церковью законы. Отец Варсонофий был не умолим и тверд в вопросах церковных правил и каноннов. Были у него и личные внутренние, достойные внимания духовные переживания. Отец Павел ( Рындин ) был келейником у батюшки. Он вспоминал: „ В концлагере, в Сарове, когда о. Варсонофия, избитого оставили в сарае в пятидесятиградусный мороз, Господь сподобил великой милости внутреннего духовного озарения, утешая и согревая его.” Вспоминая об этом батюшка Варсонофий говорил: ”Господь сохранил мне жизнь, чтобы многих ныне привести ко спасению ”. В последние дни своей жизни о. Варсонофий сильно болел. Он знал, что скоро Господь призовет его к Себе, и стал готовиться к смерти. После исповеди и причащения Святых Христовых Таин архимандрит Варсонофий мирно отошел ко Господу 17 октября 1954 года в день своего небесного покровителя святителя Варсонофия епископа Казанского. Отпевание архимандрита Варсонофия совершалось в Екатерининском соборе благочинным протоиерем Борисом ( Старком ) и духовенством города Херсона. Какой – то внутренний подъем наполнял сердца присутствовавших, каждый хотел прикоснуться к руке батюшки и получить последнее благословение. Гроб окружали ученики батюшки, а также сестры закрытых обителей, которые были на попечении о. Варсонофия. После отпевания по монашескому чину, гроб с телом архимандрита Варсонофия был обнесен вокруг храма духовенством города и погребальная процессия через весь город направилась к городскому кладбищу, что вблизи храма Всех Святых ”. [ 5 ]
28 марта 2007 года были обретены мощи преподобного Варсонофия, и перенесены в Свято-Духовской кафедральный собор города Херсона. Решением Священного Синода УПЦ от 18 апреля 2008 г. архимандрит Варсонофий (Юрченко) был причислен к лику святых. Чин канонизации преподобного Варсонофия состоялся в субботу 9 августа 2008 г. в Свято-Духовском кафедральном соборе г.Херсона. В числе многих архиереев сослуживших митрополиту Киевскому и Всея Украины Владимиру был на этих торжествах и преосвященный Пантелеимон епископ Александрийский и Светловодский.
Автор – составитель: Божко Ольга Александрия,.
Список литературы.
1. Две странички из жизни Пастырско – Миссионерской при Бизюковом Монастыре Семинарии. 2) Радостная страничка из жизни Пастырско – Миссионерской семинарии при Григорие – Бизюковом Монастыре. //Херсонские епархиальные ведомости . - 1916 г., № 10. – С 209 - 210
2. Освящение здания и открытие Новгородковской второклассной церковно - приходской школы, Александрийского уезда. Речь члена Отделения, протоиерея Василия Никифорова. // Х. Е. В.. – 1899 г., № 22. - 15 ноября . - С
3. Нектарий, архимандрит (Чернобыль). Воспоминания. – Джорданвилль: Типография преп. Иова Почаевского Свято – Троицкий монастырь, 2002.
4. Польский М., протопресвитер. Новые мученники российские. Второй том собрания материалов. - Джорданвилль: Типография преп. Иова Почаевского Свято – Троицкий монастырь, 1957.
5. Протоиерей Василий (Пасенко). Документы к канонизации преподобного Варсонофия и исповедника Херсонского.
Список архивных документов
1. Метрическая книга с. Оситняжки* Николаевской церкви Александрийского уезда Херсонской губернии за 1883 г. Ф. 165., опись 1, дело № 8, С.-10. Госархив Кировоградской обл. * ( Кировоградская обл., Кировоградский р - н, с. Лозоватка.)
|
|
|